Skip to content

Инструменты для создания виртуального музея: часть первая, вступительная — панорамы и софт

В рамках серии записей из личного опыта и практики поделюсь с читателями историей моей работы над виртуальными панорамами и турами в Белгородском госуниверситете. Работаю я в одном из подразделений университета уже более 8 лет, а с августа 2015 года мною ведётся подготовка материалов для виртуального тура по музею истории — «щупанье» софта, ожидание оплаты счетов через всю неповоротливую махину гос.организаций, попытка в «фоновом режиме» подготовить хотя бы что-то, чтобы галопом по европам в авральном режиме не оправдываться, почему до сих пор у меня нет джинна в интернете нет тура по музею.
На дворе декабрь 2015, то есть с того момента, как я не знала о панорамах и турах ничего и что я уже знаю (и имею) на сегодняшний день — прошло 5 месяцев.
В качестве стартового ознакомительного поста мне пришла в голову идея поделиться записями вебинаров, выложенных в открытый доступ компанией ТемоЦентр: Курс повышения квалификации по программе «Инструменты для создания виртуального музея образовательной организации» для специалистов, отвечающих за создание и работу виртуального музея в образовательной организации — здесь мне очень понравился вебинар 5 о дополненной реальности. Остальные же вебинары особых новых знаний лично для меня не привнесли, потому что уже многое проштудировано и проделано.
Посмотреть записи вебинаров я рекомендую всем, кто хотя бы на секунду задумывался о представлении себя, своей компании, своей деятельности в интернете новым способом.

Свою историю вкратце расскажу так: всегда стараюсь сначала отталкиваться от того, что имеем и есть ли для этого бесплатный софт, скрипт или сервис. Так, начало работы над панорамами положено было на имеющийся фотоаппарат (тушка) Canon EOS 1100D + объектив Tamron 18-270 (модель Tamron 18-270mm F3.5-6.3 Di II VC PZD для Canon, байонет Canon EF-S) и подаренный подругой штатив Continent A2 с 2 пузырьковыми уровнями. Фотоаппарат мною собирался специально как тревелзум, свои задачи для фотографирования в поездках выполнял на 200%, но на практике фотографирования зала музеев проявил себя не ахти. Объектив не светосильный и границы «мылит», даже использование внешней вспышки Canon SpeedLite 430 EX сильно не спасало — чуть ли не каждую фотографию приходилось «вытягивать» в LightRoom. Ещё одно небольшое неудобство — вспышка без башмака, то есть её не поставишь не стол, а держать в руках (без использования на фотоаппарате) очень неудобно. Хорошим решением было бы или попросить башмак, или носить второй штатив. Но т.к. я не фотограф, занятие фотографией не мой узкопрофильный предмет, поэтому я не заморачивалась настолько. Тем более что, повторюсь, на мои личные нужды мой личный фотоаппарат полностью с задачами справлялся, а фотографировать панорамные фото в условиях плохого и неоднородного освещения в помещениях музея в мои планы не входило 🙂 Могу только похвалить себя, что даже невзирая на то, что сама себе усложнила задачу, справилась с ней весьма хорошо. Тем более, что никто кроме меня, тур бы не сделал (не беру во внимание фирмы, предоставляющие такие услуги и зарабатывающие себе этим на хлеб, масло и икру).
Выход из положения был найден среди коллег — так же в моё распоряжение был предоставлен на пару дней личный фотоаппарат Sony Alpha NEX-5 с пейзажным объективом (в комплекте с фотоаппаратом идут 2 объектива — пейзажный и портретный). Это не зеркалка, настроек минимум, на авторежимах не шумит и не мылит, ИСО сам выставляет какое нужно. Единственная особенность — делает очень «тёплые» снимки, то есть «желтит» ещё сильнее Кенона (съемка в помещении, на разных режимах, в разное время, мной и владельцем). Сам аппарат мне очень понравился, сейчас если бы выбирала себе фотоаппарат — купила бы такой же.
Мне приходилось сознательно увеличить количество снимков, потому что фотографировала со штативом без панорамной головки. И получалось, что на съёмку одной точки осмотра в зале мне надо было сделать 170-176 снимков: перекрытие каждой фотографии оставляло 80% от предыдущей, угол поворота фотоаппарата составлял 12-15 градусов. На съёмку одной такой панорамы уходило от 40 до 60 минут, а то и больше. Больше, потому что это музей, это экскурсии, это студенты, это текущий ремонт, режим работы с перерывом на обед… Сдвинешься на пару сантиметров — всё, фокус нарушен, панорама не соберётся, получится ерунда. Однако, фотографировать можно и весьма успешно. Даже поделюсь советом: при фотографировании панорамы зала или комнаты без панорамной головки на один фотоаппарат и штатив выбирайте себе самую верхнюю точку (или самую нижнюю) и двигайтесь по спирали, меняя угол так, чтобы перекрытие фотографии составило максимум 80%. Да, это долго, да, это не очень удобно, да, это непрофессионально, но собирается такая панорама очень неплохо. Присутствует эффект параллакса — изменение положение объекта, а на собираемой панораме как следствие появляется искажение формы объекта — но чем больше у вас процент перекрытия предыдущей фотографии, тем меньше таких искажений. И, конечно же, качество итоговой собранной панорамы (как и скорость сборки её) зависит от программы, то есть редактора панорам. Их существует великое множество, о них написано немало легенд и баллад в интернете, а я остановлюсь на некоторых.
Напомню, что пишу сейчас о «стартовых», пробных работах. С них можно начать, чтобы понять, нужно ли вам что-то дополнительно приобретать и за какие деньги.

Итак, если у вас есть только фотоаппарат или мобильный телефон с неплохой камерой.
В одном из постов я уже писала, как фотографировала панораму в Германии (город Потсдам) «с рук» фотоаппаратом (фото кликабельно, ведёт на запись) и собирала кадры через Microsoft Image Composite Editor (ICE):

Программа проста до безобразия (к тому же и бесплатна!) — скормить ей «жипег», сама прожуёт и выплюнет — иногда очень неплохой результат, вышеуказанную панораму я обрезала автокропом:

На этом этапе собранную панораму можно немного редактировать, перемещая по направляющей сетке для выравнивания отдельные участки панорамы. Склеивает очень даже приемлемо. Напомню, панорама делалась руками, без штатива — оборот вокруг своей оси, не дышать и аккуратно переставлять ноги 🙂


Выложила панораму на сервис Dermandar. При склеивании панорамы по улице машины ездили, поэтому есть пара нестыковок — то машина без кабины, то плитка «поплыла»:

Мне хотелось показать друзьям улочки города, поэтому вполне такой способ сгодится, на мега-профессионализм не претендуем. Подобных описаний в интернете тоже очень много, панорамы так делают, всё реально работает. Заснять двор, пустую лицу, помещение без людей, ангар — всё возможно, подобных «безголовых» призраков не будет, если не будет в кадре движения. При желании можно потрудиться, замазать в графическом редакторе нестыковки, качество будет ещё лучше. Вышеупомянутая панорама готова за 2-3 минуты, включая выгрузку на сервер.
Со второй панорамой получился косячок — гуляли туристы, я немного сбилась при фотографировании (ждала, пока люди уйдут из кадра). Здесь уже сбилось перекрытие кадров, ICE собрал плохо, цилиндрической замкнутой панорамы как в первом случае не получилось:




Пришлось немного повозиться с компоновкой фотографий (несколько раз подсовывала в ICE наборы фотографий, пока не получился относительно приемлемый результат). Остаётся довольствоваться растянутой большой фотографией с оптическими искажениями:

Первые свои «потуги» при фотографировании панорамы со штативом (140-170 фото) я пыталась так же скормить ICE, но собирались они плохо, были несостыковки. Поэтому нашла бесплатную программу для сборки панорам, именуемую Hugin. Далее речь пойдёт об этой программе, но сразу, забегая вперёд, скажу, что в ней мне не понравилось то, что контрольные точки надо задавать вручную. Для изобилия фотографий и с явным эффектом параллакса это негуманно, трудозатратно, геморрой не стоит свеч, мне явно не хватало автоматизации — выбрать область, а точки пусть бы сами расставились. Может быть я плохо искала, но так и не нашла, как в Hugin мне это сделать автоматически. А качество собираемых итоговых панорам с ошибками несостыковок меня не устраивало:

Далее под катом я опишу функционал бесплатной программы для сшивания панорам Hugin. Программа отлично подойдёт, если у вас в панораме не много кадров, а так же подойдёт терпеливым и усидчивым, у кого много свободного времени 🙂

Программа на русском, имеет очень простой интерфейс:

Даже если не копаться в настройках (отметила цифрами), то выделите все снимки через Ctrl+A и нажмите кнопку «Создать контрольные точки»:

Программа начнёт «прожёвывать» ваши фотки. Здесь будьте очень терпеливы и лишний раз не трогайте комп. Мой Core3 зависал, если от него мне приходилось требовать больше:

В случае успешного завершения увидите сообщение, что добавлено ХХХ контрольных точек. В моём случае, если я пыталась добавить сразу точки на все фото — ничего не добавлялось. Мне надо было выбирать диапазон фотографий (например, первый ряд), а затем для них ждать автоустановки контрольных точек. Если отснято 170 фотографий, то это 5 рядов по 34 фотографии:

Попробуйте без ручной коррекции контрольных точек сшить панораму — вкладка «Сшивка». Здесь указываются параметры итоговой панорамы и её проекция. Какая между всеми разница — почитайте внимательно в интернете, прежде, чем приступать к съёмке кадров вашей будущей панорамы. На этом этапе я подробно останавливаться не буду.
Итак, панорама сшита!
Её можно просмотреть в любом графическом редакторе, но все искажения не доставляют эстетического удовольствия, как если бы ты смотрел цилиндрическую панораму, развёрнутую в одну длинную «кишку». Софта бесплатного для просмотра панорам в интернете тоже множество, я использовала самую простую FSPViewer (есть версия 32-битная, есть 64):


И видим очень много нестыковок:

Как уже и писала выше — в моём случае слишком много фотографий, каждую точку выставлять вручную — муторно. Но возможно. Это делается на вкладке «Контрольные точки»:

Кроме того, в настройках программы есть возможность корректировать ваши точки: Правка — Точно скорректировать контрольные точки.

Итоги: сама программа великолепна, бесплатна, требует усидчивости, для сборки панорам с небольшим числом кадров (около 40 штук) — замечательна.

Последним этапом была проверка платного софта — скачала триалку AutoPano Giga — жаль, что не позволяет она сохранить итоговый результат. Но качество и скорость собирания кадров панорамы, даже если снято со штатива без нодальной точки — отличное, под наши нужды подходит. И главное — есть автоматическая расстановка контрольных точек на выбранном участке. В общем, эпопея в неповоротливых разветвлённых гос.организациях длилась с сентября по декабрь, но теперь в моём распоряжении есть лицензионная Kolor Autopano Pro 4, речь о которой пойдёт ниже. К слову замечу — стоимость невелика, 7500 руских рублей. Организация для своих нужд может себе такое позволить. Забегая вперёд, поделюсь с читателями дальнейшими планами — помимо музея истории, в планах есть музей минералогии (поделюсь итогами работы вдальнейшем, возможно уже в 2016 году) и летом я планирую отснять кампус университета с привязкой к географическим координатам 🙂 Но об этом в последующих постах, работы полно на весь 2016 год (если не больше), впереди меня и вас ждёт много интересного! А пока под катом я опишу функционал программы Autopano Pro. Единственная особенность — из-за обилия фотографий при сшивке панорамы программа требовательна к ресурсам оперативки, приходилось немного «плясать с бубном» под капотом настроек, но обо всём попорядку. Приятного чтения!

Программа Autopano Pro является упрощённой по функционалу в сравнении с Autopano Giga, следовательно и стоит дешевле. Я решила, что сшивать снимки и автоматически добавлять контрольные точки по заданному участку мне более чем достаточно. Поэтому именно эту софтину я и заказала для покупки.

Фотографии для сборки в панораму можно мышью перетащить в левую область, тогда группа создастся автоматически. Но здесь предусмотрена возможность обрабатывать несколько групп/сборок по очереди:

Зелёным на рисунке показано, что у фотографий есть общая информация EXIF. Проверяйте, верно ли она автоматически определилась. Если нет — на этом же рисунке красным показано, что у меня для части фоток не найдена EXIF. Желательно её задать — нажмите на пиктограмму, выделенную голубым цветом:

Откроется окно свойств, где указана ваша камера и параметры, на каких снимали. При необходимости, скорректируйте. Если снимали кадры панорамы на одних настройках — выделите все фотки и примените общие настройки EXIF:

Дальше в области слева есть кнопка «Создать». Ею создаётся предпросмотр, как что собралось. Бывало так, что у меня при сборке кадров из одной серии съёмки отдельно могло собираться небо (напомню, что фотографировала я на штатив без панорамной головки, количество кадров варьировалось от 135 до 175). Жёлтой стрелкой показана кнопка предварительных настроек для сборки панорамы, а красной стрелкой — редактор контрольных точек. О них речь пойдёт чуть ниже:

Важное замечание: специально привожу скрин параметров своего служебного ПК, потому как «захлёбывается» он при обилии фотографий (если их указано более 130, а в некоторых случаях захлёбывается и отказывается собирать уже и при 70 шт.):

Самые классные сборки получаются с шаблоном смешивания «Анти-призрак», не требуется вмешательство для редактирования контрольных точек, качество приемлемо, сшивается панорама с допустимыми искажениями параллакса даже при съёмке без штатива. Но тут есть одно но — требовательна программа к оперативной памяти, отказывается собирать, какие бы процессы я не грохала, чтобы высвободить память — ничего не помогало:

Спасало только ковыряние в настройках, пользовательский шаблон смешивания и разрез ISO:

Разумеется, всё зависит от предъявляемых требований к качеству и размеру вашей панорамы. Мои же пробы со сменой шаблона смешивания дали только 2 результата хороших. Во всех остальных случаях то появлялись покадровые границы при сшивании, то серые или чёрные пятна, то сама итоговая панорама мутная.
Отмечу ещё, что программа позволит сохранить панораму в разных форматах, включая .PSD, но мне добиться сохранения в слоях так и не удалось — мало ресурсов у ПК. Но это мелочи, которые вовсе не помешали работе.

Собираете свою панораму, смотрите. И если не устраивает качество — вручную добавляете контрольные точки. Напомню, что Autopano позволяет выделить область, где нужны дополнительные контрольные точки, и всё нужное выставит сама автоматом. На рисунке ниже показан редактор контрольных точек (вызывается из окна предварительной сборки после выбора нами группы фотографий). Здесь обращайте внимание на показатель качества сборки — он сообщает,  насколько «хороши» ваши контрольные точки. Но опыт показывает, что отличные результаты сборки получаются даже при RMS в состоянии «плохой»:

На рисунке показано надписями, где какой функционал в Редакторе контрольных точек — автоматическое добавление точек и вручную:

Дальше собираете свою панораму. В зависимости от числа фотографий и ожидаемого качества, сборка составит от 7 минут до 2 часов (на моём рабочем ПК core-i3 и 4 гига оперативки).

Published in1С-Битрикс3D-турыВёрстка и средстваСторонние решения